Наука – цитаты
(страница 5)
Всё, что мы ни знаем, мы знаем благодаря мечтам мечтателей, фантазёров и учёных-поэтов.
Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.
Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывает ещё его истинности.
Истина нередко в большем объёме открыта научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли.
Научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего.
Ученые те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство.
Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности.
Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов.
Только противоречие стимулирует развитие науки. Его надо подчеркивать, а не замазывать.
Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией.
Ученый должен быть человеком, который стремится выслушать любое предположение, но сам определяет, справедливо ли оно.
Три стадии признания научной истины: первая — «это абсурд», вторая — «в этом что-то есть», третья — «это общеизвестно».
Лидерство в науке имеет свою, совершенно особую специфику. Приведу такое сравнение. Идет по морю караван судов — одно судно идет впереди, второе немного отстает от него. Но лидерство в науке — это не караван судов, идущих в открытом море, но караван судов, идущих во льду, где переднее судно должно прокладывать путь, разбивая лед. Оно должно быть наиболее сильным и должно выбирать правильный путь. И хотя разрыв между первым и вторым судном небольшой, но значение и ценность работы переднего судна совершенно иные.
Хороший учёный, когда преподаёт, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекций, заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже позволяет творчески мыслить.
В науке, как и в истории, определенный этап развития требует своего гения. Определенный период развития требует людей соответствующего склада мышления.
Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не открытие, а закрытие.
Чем фундаментальнее закономерность, тем проще ее можно сформулировать.
Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и учёные.
Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.
Женщина, не ставь любовь в центр своей жизни, чтобы потом не сделаться банкротом, когда любовь уйдет. Посвяти себя науке, искусству, творчеству, деятельной любви к людям. Не гонись за маленьким личным счастьем, и тогда ключи счастья точно будут в твоих руках.